Тел. (495) 589-87-49; 502-19-25 (многоканальный) Тел./факс: (495) 775-08-39      E-mail: akp-plus@yandex.ru; akp-plus@mail.ru

Формирование цены в ЧОП с точки зрения налогообложения

Достаточно часто в ЧОП И ЧДП в организационно-распорядительных документах порядок образования цены не определен. Цена по договорам внутри организации, как правило, устанавливается без мотивировки, а разброс цен достаточно велик. Так, например, в однотипных договорах при наличии одного поста в договоре и предоставлении 1 охранника цены варьируются от 4 у.е. до 100 у.е. или установка однотипных систем охранно-пожарной сигнализации внутри одного ЧОП производится по совершенно разным ценам. В данном случае у предприятия возникает проблема.
Организации при заключении договоров, как правило, учитывают только две особенности, касающиеся определения цены сделки:
  -  во-первых, стороны прежде всего вольны в определении цены сделки, за исключением лишь случаев, когда цена договора должна быть определена в законодательном порядке (п.1 ст.424 ГК РФ);
  -  во-вторых, определив цену сделки в соответствии с гражданским законодательством, стороны должны также учесть и способы определения цены сделки для целей налогообложения (п.2 ст.420 ГК РФ).
Из практики проверок ЧОП и ЧДП известно (и законодательство не указывает на подобный контроль!), что никогда налоговый орган не будет сравнивать тарифы одной организации с другой и выражать свое мнение по поводу занижения тарифов одной организации по сравнению с другой без оснований, если нет разброса цен внутри организации.
Действительно, в соответствии с п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Из положений указанного пункта ГК РФ следует, что если иное не будет установлено в ГК РФ, то стороны вольны в выборе цены договора. Так, в соответствии с п.1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом (ЧОП и ЧДП это не касается) случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
По общему правилу, ценой реализации товаров, работ или услуг для целей налогообложения является цена сделки, указанная сторонами. И пока не будет доказано обратное, эта цена считается рыночной (п.1 ст.40 НК РФ).
При этом необходимо помнить, что в соответствии с п.2. статьи 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:
  1) между взаимозависимыми лицами;
  2) по товарообменным (бартерным) операциям;
  3) при совершении внешнеторговых сделок;
  4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) работам, услугам в пределах непродолжительного периода времени, кроме случаев, указанных в п.3 ст.40 НК РФ, в частности, когда к цене были применены скидки, вызванные:
       сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на работы, услуги;
      потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
      истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
      маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
      реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
В НК РФ не разъясняется, что следует понимать под непродолжительным периодом. По аналогии с действовавшим ранее законодательством можно предположить, что этот период равен 30 дням или периоду отчетности по налогу, однако на практике налоговые органы, как правило, определяют этот период как квартал.
В соответствии с п.4 ст.40 НК РФ рыночной ценой работы и услуги признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) работ, услуг в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Контроль правильности применения в целях налогообложения цен по сделкам заключается в следующем:
   1) налоговый орган определяет рыночную цену идентичных (однородных) работ или услуг. При этом должны быть учтены условия, предусмотренные п.п.4 - 11 ст.40 НК РФ.
   2) рыночная цена сравнивается с ценой, примененной сторонами сделки. Если, по мнению налогового органа, цена, примененная сторонами сделки, отклоняется от рыночной (в сторону повышения или понижения) более чем на 20%, то налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен (п.3 ст.40 НК РФ). Решение налогового органа о доначислении налога и пени может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.138 НК РФ. При этом согласно п.13 ст.40 НК РФ при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для дела, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п.п.4 - 12 ст.40 НК РФ.
При беглом анализе цен по отдельным договорам на охрану и сопоставлении данных о необходимом количестве охранников ежедневно, о режимах их работы легко доказать нарушение статьи 40 ГК РФ. Уловка некоторых организаций "спрятать" приложения к договорам приводит к дополнительным запросам в ОЛРР УВД, куда ранее ЧОП предоставлял уведомление с полной информацией по договору. Поэтому количество охранников на объектах и часы их работы можно установить из уведомлений начальнику ОЛРР УВД района. Еще один источник информации - Инструкция по охране объекта, которая фактически является приложение к договору. Чтобы избежать конфликтов с налоговыми органами, рекомендуем разрабатывать на предприятии маркетинговую политику.
Затронем еще один аспект. При проверках выявляется, что цена по договору меняется актом выполненных работ. Разъясняем, что изменение цены договора после его заключения допускается лишь на условиях, которые должны быть прописаны в самом договоре, если в законе не оговорено иное. Так, в договоре стороны могут указать особые условия, при которых возможно изменение его цены, например, это могут быть условия охраны, связанные с сезонными колебаниями цен на рынке. По общему правилу, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором (п.1 ст.450 ГК РФ), поэтому если стороны заранее в тексте договора не договорились о возможности изменения цены договора, указанная цена должна применяться в течение всего срока действия договора. В случае если иное не предусмотрено в договоре и в законе, ни одна из сторон по договору не может в одностороннем порядке изменить цену договора без внесения в него изменения; при этом такое изменение вносится в договор по заранее оговоренным и прописанным правилам.
В соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
   1) при существенном нарушении договора другой стороной;
   2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Нарушение договора одной из сторон признается существенным, если влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Регулирование способов определения цены договоров, установленное в части первой ГК РФ, является общим для всех гражданско-правовых договоров, однако следует иметь в виду, что в части второй ГК РФ, посвященной отдельным сделкам, могут быть прописаны и специальные правила определения цены договора. В последнем случае следует руководствоваться нормами глав части второй ГК РФ.

Генеральный директор - Новикова Инна Юрьевна
Зам. Генерального директора - Ивлева Елизавета Николаевна