Тел. (495) 589-87-49; 502-19-25 (многоканальный) Тел./факс: (495) 775-08-39      E-mail: akp-plus@yandex.ru; akp-plus@mail.ru

Учет медицинских осмотров

В последнее время частные охранные предприятия часто обращаются с вопросами об оплате услуг медицинским учреждениям на медицинское освидетельствование работников ЧОП.
Согласно статье 212 ТК РФ работодатель (частное охранное, частное детективное предприятие и предприятие ведомственной охраны) обязан в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными трудовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований).
1. Расходы на прохождение предварительных медицинских осмотров.
Законодательно не установлена обязанность частных охранных, частных детективных предприятий и предприятий ведомственной охраны проводить предварительные (при приеме на работу) медицинские осмотры работников. В связи с этим, расходы организации на медицинские осмотры вновь принимаемых на работу сотрудников не могут быть приняты для целей налогообложения налогом на прибыль.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Ст. 24 Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" регламентирует медицинские основания, препятствующие получение лицензии: лицензии на приобретение оружия не выдаются гражданам Российской Федерации:
а) при наличии у них хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
б) больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией;
в) имеющим остроту зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу и ниже 0,2 на другом или 0,7 на одном глазу при отсутствии зрения на другом;
г) при наличии других оснований, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии".
Вопросы о выдаче лицензий гражданам Российской Федерации, страдающим эпилепсией или выраженными формами пограничных психических расстройств, рассматриваются в индивидуальном порядке Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия см. п.2 приказа Минздрава РФ от 11 сентября 2000г. №344. В освидетельствовании принимают участие врач-терапевт участковый с привлечением имеющейся медицинской документации, а также специалисты, психиатр, нарколог, окулист.
Поэтому, принимаемый на работу охранник должен предоставить отделу кадров наряду с другими документами медицинскую справку по форме 046-1.
2. Расходы на периодические осмотры охранников.
В Приказе Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996г. №90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" законодательно закреплен перечень работ, при выполнении которых обязательны периодические медицинские осмотры работников. Приказом Минздрава РФ от 6 февраля 2001 г. N 23 данный перечень дополнен новым п.7, согласно которому работы в военизированной охране, службе спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение, требуют обязательного прохождения периодических (1 раз в год) медицинских осмотров работников. Законодательно закрепленная обязательность прохождения работниками ЧОП и ведомственной охраны периодических медицинских осмотров подтверждает экономическую обоснованность данных затрат предприятия, поскольку без их осуществления невозможно осуществление деятельности, направленной на получение дохода, а именно охранных услуг. Согласно статье 252 НК РФ данные расходы ЧОП вправе принять для целей налогообложения налогом на прибыль при условии заключении договора с медицинским учреждением, имеющим лицензию на данные медицинские услуги. Однако при этом должны выполняться следующие условия:
- осмотры проходят лишь те работники, которые обязаны это делать в соответствии с законодательством;
- работников обследуют только те врачи, список которых утвержден законом;
- медосмотры проводятся с периодичностью, определенной в нормативных актах, или по предписанию врачей.
Для обоснования экономической оправданности затрат на медосмотры рекомендуем также включать в договора оказания охранных услуг следующий пункт: исполнитель обязуется осуществлять контроль за наличием у охранников необходимых лицензий, их здоровьем, моральным и психическим состоянием, а также за исполнением ими должностных инструкций.
Напоминаем также, что в соответствии со ст. 185 ТК РФ на время проведения медицинского обследования за работниками, обязанными проходить периодическое медицинское обследование, сохраняется средний заработок по месту работы, который согласно п.7 ст.255 НК РФ в составе расходов на оплату труда также принимается в целях налогообложения налогом на прибыль. На эти суммы, как и на обычную заработную плату, необходимо начислить ЕСН и удержать с них НДФЛ.
В бухгалтерском учете затраты на периодические медосмотры нужно отнести к расходам по обычным видам деятельности и учитывать на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Это следует из п.7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99). Рекомендуем проводки:
Дебет 26 Кредит 60 - отражены расходы на периодический медосмотр;
Дебет 60 Кредит 51 - оплачен предварительный медосмотр медучреждению.
Стоимость обязательных медицинских осмотров не считается выплатой в пользу работника. Поэтому ни единый социальный налог, ни налог на доходы физических лиц начислять в данном случае не надо.
На практике ЧОПы не осуществляют расходы на проведение обязательных периодических медицинских осмотров охранников и даже не требуют ежегодного предоставления справки по форме 046-1, тогда как по ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный периодический медицинский осмотр. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Напоминаем руководителям ЧОП, что Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда возложен на государственную инспекцию труда.
В связи с нечеткостью законодательства, у предприятий возможны трудности при отнесении для целей налогообложения налогом на прибыль расходов на проведение периодических медицинских осмотров охранников. Рекомендуем относить данные расходы к прочим расходам, связанным с производством и реализацией согласно пп.49 п.1 ст.264 НК РФ в составе других расходов, связанные с производством и (или) реализацией.
3. Расходы на медицинское освидетельствование учеников охранников для получения удостоверения охранника.
При приеме на работу учеников охранников частное охранное предприятие заключает с ними ученические договора. Если в договоре оговорена оплата медицинского освидетельствования, необходимого для получения учеником удостоверения охранника (после его обучения) за счет средств частного охранного предприятия, данные расходы могут быть приняты для целей налогообложения налогом на прибыль в составе расходов на оплату труда. При этом должны быть начислены ЕСН, взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, налог на доходы физических лиц.
4. Расходы на медицинское освидетельствование охранников для получения разрешений на ношение и применение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия.
В соответствии с п.37 Приказа МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" юридические лица, имеющие право хранения и использования оружия в целях реализации своих уставных задач, для получения разрешений на хранение и ношение оружия штатным работникам при исполнении служебных обязанностей представляют в органы внутренних дел следующие документы:
а) письменное обращение руководителя организации с указанием фамилий, имен, отчеств работников, которым необходимо выдать разрешения на хранение и ношение оружия;
б) заверенные копии приказов руководителя юридического лица о назначении лиц, ответственных за обеспечение сохранности оружия и патронов, а также о персональном закреплении имеющегося оружия за работниками, которым предоставлено право его хранения и ношения;
в) ксерокопии паспортов лиц, за которыми закреплено оружие для выполнения служебных обязанностей, которые после сличения с подлинниками заверяются в установленном порядке;
г) медицинское заключение на каждого работника об отсутствии противопоказания к владению оружием;
д) две фотокарточки размером 3 х 4 см на каждое лицо, а также по одной дополнительной фотографии при закреплении за работником более одного образца оружия в соответствии с установленными нормами обеспечения.
Однако, при соблюдении на предприятии требований законодательства по проведению периодических медосмотров, у бухгалтерии ЧОП (предприятия ведомственной охраны) не должны возникать расходы по оплате специально медицинского заключения на работников, получающих разрешения на хранение и ношение оружия.
5. Учет расходов на медицинские осмотры для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Охранное предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения уменьшает полученные доходы только на расходы, перечисленные в ст.346.16 НК РФ. Расходы на оплату услуг медицинских учреждений в этой статье не предусмотрены. В то же время для целей налогообложения можно учесть расходы на оплату времени работников, связанного с прохождением медицинских осмотров.

Аудитор - Иноземцева Алена Евгеньевна