Тел. (495) 589-87-49; 502-19-25 (многоканальный) Тел./факс: (495) 775-08-39      E-mail: akp-plus@yandex.ru; akp-plus@mail.ru

Ответы на вопросы наших клиентов

Вопрос:

Признание расходами платежей по лицензионному договору за использование товарного знака.
Обществом заключен договор с компанией ООО (владеет 75% в уставном капитале Общества) на использование товарного знака. Товарный знак используется обществом на рекламно-сувенирной продукции, при оформлении интернет-сайта, при проведении выставок, семинаров, также имеется изображение товарного знака на продукции, получаемой Обществом от поставщиков в целях последующей перепродажи.
У общества следующие вопросы:
      Правомерно ли включать платежи по указанному договору в сумму расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль?
      Правомерно ли принимать к вычету суммы уплаченного НДС по данному договору?
По возможности ответ просим предоставить с привидением аналогичных примеров из арбитражной практики, либо других известных вам прецедентов.

Ответ:

Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Такое определение дано в ст.1 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон N 3520-1).
Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору (ст.26 Закона 3520-1). Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
Другой способ - заключение договора коммерческой концессии (договор франчайзинга).
Подписывая подобные соглашения, организация оставляет за собойисключительное право на товарный знак. Как и договор уступки, лицензионный договор и договор коммерческой концессии действительны только при условии их регистрации в Роспатенте.
Правообладатель может передать исключительное право на товарный знак другому лицу по договору. По лицензионному договору лицензиар обязуется предоставить лицензиату право на использование охраняемого объекта интеллектуальной собственности в том объеме и на тот срок, которые предусмотрены в договоре. Последний же принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором. Лицензионные договоры необходимо регистрировать в Роспатенте.
Передача права на использование товарного знака по лицензионным договорам может предусматривать исключительную лицензию. По ней только лицензиат имеет право на использование интеллектуальной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату (например, использование в собственном производстве). При неисключительной лицензии собственник товарного знака предоставляет лицензиату право на него, но сохраняет за собой все права, подтвержденные патентом, в том числе на предоставление лицензий третьим лицам.
Доходы, полученные владельцем нематериальных активов от предоставления прав на их использование, включают во внереализационные доходы (п.5 ст.250 Налогового кодекса РФ). Платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности могут быть периодическими (роялти) и разовыми (паушальный платеж).
Паушальный платеж - это выплата единовременного вознаграждения собственнику нематериального актива до получения экономического эффекта от его использования. Другими словами, фактически это цена лицензии.
Роялти - это периодические платежи собственнику товарного знака в течение срока действия лицензионного договора. Роялти устанавливают в виде фиксированных ставок, которые выплачивает лицензиат через согласованные периоды времени. Ставка роялти может устанавливаться в процентах от стоимости чистых продаж лицензионной продукции, от ее себестоимости, от валовой прибыли или определяться в сумме из расчета на единицу выпускаемой продукции.
Учет этих расходов у пользователей неисключительного права производится в следующем порядке.
В бухгалтерском учете неисключительное право на товарный знак, полученное в пользование, отражается на забалансовом счете (например, счет 012) в оценке, указанной в лицензионном договоре (п.26 ПБУ 14/2000). Платежи по договору концессии отражаются в учете в зависимости от условий договора.
Если в нем предусмотрен разовый платеж в момент получения прав, то он отражается на счете 97 "Расходы будущих периодов". Затем эти затраты равномерно в течение срока действия права, установленного договором, списываются на расходы.
Периодические платежи отражаются в составе расходов того периода, в котором начисляются в соответствии с графиком, установленным в договоре (п.26 ПБУ 14/2000 и п.18 ПБУ 10/99).
Если договором предусмотрена комбинированная форма оплаты (разовый платеж в момент получения прав и периодические платежи в течение срока их использования), то разовый платеж списывается единовременно в момент приобретения права, а роялти - в соответствии с графиком начисления.
В налоговом учете приобретенное в пользование право на использование товарного знака на основании п.3 ст.257 НК РФ не включается в состав нематериальных активов.
Для целей исчисления налога на прибыль сумма, уплаченная по лицензионному договору, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.37 п.1 ст.264 НК РФ).
Если организация применяет метод начисления, то сумма единого платежа для целей налогообложения прибыли равномерно включается в расходы в течение срока использования права на товарный знак, который указан в лицензионном договоре (п.1 ст.272 НК РФ).
Роялти учитываются в момент начисления. В целях налогообложения фиксированный разовый платеж признается таковым в том отчетном (налоговом) периоде, к которому он относится, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы его оплаты (ст.272 НК РФ).
При кассовом методе учесть эту сумму в составе прочих расходов можно в том отчетном периоде, когда произошла оплата (п.3 ст.273 НК РФ). И при этом неважно, уплачивается вся сумма сразу или постепенно в течение всего срока лицензионного договора.
НДС подлежит возмещению из бюджета НДС при условии использования знака в деятельности, облагаемой НДС.
Из условий Вашего договора с компанией ООО на использование товарного знака (с роялти) следует, что в нем (с учетом дополнений) обозначены все позиции, перечисленные Вами в вопросе. Не рассматривая первичные документы (на рекламно-сувенирной продукции, при оформлении интернет-сайта, при проведении выставок, семинаров) и принимая во внимание, пояснения, что Вы рекламировали свою продукцию Вами не нарушены условия договора.
Однако, используя товарный знак на продукции, получаемой Обществом от поставщиков в целях последующей перепродажи, по нашему мнению Вы нарушаете п.п.2.4-2.7 и п.3.3 Договора.
Следовательно роялти в этом случае не могут быть приняты для целей налогообложения. В данном случае Вы нарушаете нормы ст.252 НК РФ. НДС к вычету суммы в этом случае принят быть не может.
Дополнительно разъясняем, что согласно пп.3 п.3 ст.21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы Российской Федерации" налог на рекламу до 01.01.05г. уплачивали юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Следует также принимать во внимание, что изображения товарного знака, любые способы продвижения торговой марки, знака обслуживания, фирменного наименования, используемые вместе или в отдельности, по нашему мнению, следует рассматривать как элементы рекламы товаров или услуг.
Данная позиция подтверждается Законом РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
Согласно данному Закону товарные знаки и знаки обслуживания могут рассматриваться в качестве средств распространения информации о физическом или юридическом лице, товарах, услугах, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, услугам и способствовать реализации товаров, услуг.
Учитывая изложенное, полагаем, что расходы по использованию товарного знака, связанные с распространением рекламно-сувенирной продукции, при оформлении интернет-сайта, при проведении выставок, семинаров, являются расходами на рекламу и облагаются налогом на рекламу в общеустановленном порядке.