Тел. (495) 589-87-49; 502-19-25 (многоканальный) Тел./факс: (495) 775-08-39      E-mail: akp-plus@yandex.ru; akp-plus@mail.ru

СДАЧА ОРУЖИЯ В ПРЕДВЕРИИ НОВОГО ПРИКАЗА МВД

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04 марта 2010г. № 124 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия" скоро появиться Инструкция о порядке обеспечения органами внутренних дел Российской Федерации служебным оружием частных охранных организаций. Обязательно будет предложены типовые формы договоров о выдаче органами внутренних дел Российской Федерации во временное пользование служебного оружия частным охранным организациям.
Но прежде чем получить, оружие необходимо его сдать. Поскольку органам МВД предписано до 1 января 2011 года обеспечить прием на баланс МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации служебного оружия, то, полагаю, для ЧОП (ЧОО) срок будет установлен более ранний.
По общему правилу основанием для изъятия оружия может являться:
- добровольный отказ организации от выданного ей во временное пользование оружия. В случае отказа организации от пользования выданным во временное пользование служебным оружием, она обязана известить о принятом решении должностных лиц подразделений внутренних дел МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации не менее чем за один месяц до предполагаемой даты возврата оружия;
- наличие неисправностей (поломок оружия), не позволяющих осуществлять его дальнейшую эксплуатацию;
- аннулирование в установленном порядке лицензии на осуществлении организацией частной охранной деятельностью и (или) разрешение на хранение или на хранение и использование оружия;
- систематические (не менее двух раз в течение года) нарушения организацией и ее должностными лицами установленных федеральным законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- выявление сотрудниками органов внутренних дел в организации самодельного или переделанного служебного оружия и патронов к нему с измененными баллистическими и (или) другими техническими характеристиками.
- невыполнение организацией обязанностей по поддержанию оружия в исправном состоянии или ее содержанию;
- реорганизации юридического лица путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, если вновь создаваемое юридическое лицо не имеет лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
- ликвидации юридического лица
Нас на сегодняшний день интересует порядок сдачи при добровольном отказе от собственного служебного оружия совсем или с возможностью его дальнейшего использовании и налогообложение.
Отказ от служебного оружия без дальнейшего использования. В случае отказа организации от служебного оружия, она обязана известить о принятом решении должностных лиц подразделений внутренних дел МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации. Руководитель организации после получения информации о дате и времени сдачи оружия вправе проинформировать руководителя созданной комиссии о возможности организации сдать оружие непосредственно в подразделения У(О)МТиХО МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации. После получения согласия руководитель организации обязан предпринять меры, направленные на доставку оружия к месту сдачи. В случае отсутствия вышеуказанной возможности предпринять меры, направленные на обеспечение деятельности комиссии (выделить отдельное помещение, обеспечить телефонную связь, подготовить в случае необходимости соответствующие материалы, инструменты, оборудование). Сдаваемое (изымаемое) оружие должно быть чистым и смазанным. Комиссия осматривает каждую единицу сдаваемого (изымаемого) оружия, с целью установления его комплектности, исправности, наличия технических дефектов. Результаты осмотра оформляются Актом приема-передачи оружия. В акте в обязательном порядке указывается: дата и время проведения и окончания процедуры сдачи (изъятия), место ее проведения, фамилии, имена, отчества, специальные звания, должности членов комиссии, фамилии, имена, отчества должности представителей организации, принимающих участие в сдаче оружия, а также указание по каждой единицы оружия его марки, модели, номера с обязательным указанием его технического состояния ( исправное / неисправное), комплектности, дефектов.
Такой подход к передаче оружия не безобиден для целей налогообложения. Речь идет не о передаче оружия в силу изменившегося законодательства, а по добровольному заявлению ЧОП (ЧОО).
Прибыль. Печально то, что при передаче оружия органам МВД охранная организация не сможет принять остаточную стоимость основных средств для целей налогообложения. Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей. А в связи с передачей ЧОП несет дополнительные расходы.
НДС. В целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе на территории РФ признается реализацией товаров (работ, услуг) и, соответственно, объектом налогообложения по НДС (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
А поскольку в целях исчисления НДС возмездная и безвозмездная реализация товаров (работ, услуг) являются, по сути, идентичными операциями, то и в порядке их налогообложения много общего.
Так, при совершении указанных операций по одним и тем же правилам определяется налоговая база (абз. 1 п. 2 ст. 154 НК РФ), применяются налоговые ставки (ст. 164 НК РФ), исчисляется сумма налога (ст. 166 НК РФ), выставляются счета-фактуры (ст. ст. 168, 169 НК РФ). При выставлении счетов-фактур в строках 6 "Покупатель", 6а "Адрес", 6б "ИНН/КПП покупателя" проставляются прочерки.
Тем не менее, специфика безвозмездной реализации товаров (работ, услуг), заключающаяся в неполучении передающей стороной платы или иного встречного предоставления от принимающей стороны (п. 2 ст. 423 ГК РФ), предполагает некоторые особенности обложения НДС таких операций.
По общему правилу в целях исчисления НДС моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат (п. 1 ст. 167 НК РФ):
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2)день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Поскольку при безвозмездной реализации товаров (работ, услуг) факт оплаты (частичной оплаты) отсутствует, то в таких случаях налоговая база по НДС всегда определяется в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).
Еще одна особенность, которая является следствием того, что при безвозмездной передаче передающая сторона не предъявляет к оплате принимающей стороне ни цену реализуемого товара (работ, услуг), ни сумму налога, заключается в том, что в этих ситуациях НДС в бюджет уплачивается за счет средств передающей стороны.
Остается вопрос, как определить налоговую базу при безвозмездной реализации своего оружия?
Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Есть пример судебного решения, согласно которому при безвозмездной реализации товаров рыночную цену можно определить затратным методом. (Постановление ФАС Уральского округа от 20.08.2007 N Ф09-6476/07-С2 по делу N А60-1189/07)
Причем уплаченная сумма НДС в целях налогообложения прибыли не учитывается, а покрывается за счет собственных средств организации, оставшихся после налогообложения (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Отказ от служебного оружия, но дальнейшее его использование.
В случае отказа организации от права собственности на принадлежащее ей оружие, организовывается выдача того же оружия во временное или бессрочное пользование примем без проведения контрольного отстрела оружия с нарезным стволом, если не имеется иных оснований для запрещения или ограничения оборота переданного оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявки на получение служебного оружия во временное пользование будет приложена в Инструкции приказа МВД РФ. Выдача служебного оружия организации осуществляется управлением (отделом) материально-технического и хозяйственного обеспечения МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации через соответствующие отдел (отделение, группу) вооружения на основании договора о выдаче во временное пользование служебного оружия, заключенного организацией с МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, согласно утвержденной форме.
В этом случае плата за временное пользование оружием не взимается.
Но так ли это бесплатно.
Во-первых, при такой ситуации ЧОП (ЧОО) несет налоговую нагрузку ровно такую, как и в первом случае. Дополнительно возникает внереализационный доход при безвозмездном использовании.
Во-вторых, согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационным доходом признается безвозмездное получение имущества (работ, услуг) или имущественных прав. При этом прямого указания на то, что это правило распространяется на случаи безвозмездного получения в пользование имущества, в НК РФ нет.
Позиция налоговиков и Минфина такова, что при получении имущества в безвозмездное пользование у налогоплательщика возникает внереализационный доход. Эта же позиция выражена в судебной практике.
Например, в письме Минфина России от 04.02.2008 N 03-03-06/1/77 указано, что имущество, полученное в безвозмездное пользование, включается в состав внереализационных доходов в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом независимо от того, является пользование срочным или бессрочным.
В Письме Минфина России от 13.04.2007 N 03-03-06/4/47 разъясняется, что предоставление имущества в безвозмездное пользование признается имущественным правом. Порядок оценки доходов, связанных с безвозмездным получением имущественных прав, НК РФ не установлен. Минфин России предлагает определять размер этого дохода по аналогии с порядком определения рыночных цен на товары, работы, услуги.
Аналогичные выводы содержит:
Письмо Минфина России от 17.10.2005 N 03-03-04/4/63.
Письмо Минфина России от 08.08.2007 N 03-03-06/1/545
Письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-03-06/4/54
Письмо Минфина России от 30.03.2007 N 03-03-06/4/33
Письмо Минфина России от 06.06.2006 N 03-03-04/4/100
Письмо Минфина России от 19.04.2006 N 03-03-04/1/359
Письмо Минфина России от 17.02.2006 N 03-03-04/1/125
Письмо УФНС России по г. Москве от 09.01.2008 N 18-11/000184@
Письмо УФНС России по г. Москве от 20.08.2007 N 20-05/078880.1
Кроме того, обращаем внимание на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 2) в котором суд указал, что при безвозмездном получении права пользования вещью возникает внереализационный доход на основании п. 8 ст. 250 НК РФ, размер которого определяется по принципам ст. 40 НК РФ.
Аналогичные выводы содержит:
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2008 по делу № А82-11801/2007-14
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.01.2006 № Ф04-9850/2005(19018-А27-15)
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.03.2006 по делу № А56-42032/04
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.06.2007 по делу № А39-3251/2006
Постановление ФАС Уральского округа от 11.09.2006 № Ф09-6958/06-С7 по делу N А34-701/06
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2006 № Ф04-6725/2006(27205-А27-26) по делу N А27-5512/2006-6
Постановление ФАС Поволжского округа от 13.06.2006 по делу № А55-22580/05-30.
Т.е. в случае если ЧОП не начислит налог на прибыль по безвозмездно полученному имуществу, то споры с налоговиками неизбежны, а получить положительный результат в суде будет практически невозможно. Тем самым своим решением законодатель заносит "дамоклов меч" над ЧОП. Здесь уже не просто включается административный ресурс, но и возможно не продуманное действие по возложению на ЧОП неоправданной дополнительной налоговой нагрузке по сравнению с другими коммерческими организации.
Сумма экономической выгоды необходимо исчислять исходя из рыночной стоимости аренды аналогичного имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена ссудополучателем документально или путем проведения независимой оценки.
Заключение договора на аренду оружия.
Выдача служебного оружия организации осуществляется управлением (отделом) материально-технического и хозяйственного обеспечения МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации через соответствующие отдел (отделение, группу) вооружения на основании договора о выдаче во временное пользование служебного оружия, заключенного организацией с МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, согласно утвержденной форме. Основанием для заключения договора является подача руководителем организации в орган внутренних дел Российской Федерации, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности1, письменной заявки с приложением:
Копии лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
- Списка работников частной охранной организации, имеющих квалификацию, которая позволяет выполнять функциональные обязанности с использованием служебного оружия.
- Копии документов, подтверждающих наличие надлежащих условий хранения служебного оружия, для получения которых подается заявка.
- Копии разрешения на хранение и использование имеющегося в частной охранной организации служебного оружия (при его наличии).
Копии документов представляются вместе с оригиналами.
Организации может быть отказано в выдаче во временное пользование служебного оружия в случае:
- Приостановления действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности либо иное ограничение (запрет) на деятельность частной охранной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Недостоверности сведений, указанных в заявке, либо несоответствия количества заявленного для получения служебного оружия установленным нормам обеспечения.
При получении заявки организации орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности регистрирует ее и в течение шести рабочих дней осуществляет проверку достоверности сведений, изложенных в документах. По результатам рассмотрения принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче служебного оружия во временное пользование с учетом установленных норм обеспечения, и направляет заявку с подтверждением возможности выдачи служебного оружия для рассмотрения в подразделение вооружения. В случае принятия решения об отказе в выдаче оружия, в адрес организации направляется письменный ответ с мотивированной позицией соответствующего органа внутренних дел. Далее информация о поступивших заявках организаций и результатах их рассмотрения направляется в Департамент охраны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации для контроля.
Подразделение вооружения после получения заявки организации организуют приобретение оружия и его выдачу охранным организациям. При наличии на складах вооружения в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации служебного оружия выдача может быть организована без процедуры его дополнительного приобретения.
Приобретение оружия осуществляется за счет средств, поступающих от охранных организаций, работающих в сфере охранной деятельности, на возмещение расходов, связанных с приобретением, транспортировкой оружия. Выдача организациям во временное пользование оружия осуществляется не позднее месячного срока с момента заключения соответствующего договора и оплаты расходов МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, связанных с приобретением, хранением, и транспортированием оружия, а также единовременной платы за временное пользование этим оружием.
ЧОП (ЧОО) необходимо просчитывать срок начала охраны по заключаемым договорам с заказчиками и момент получения оружия в МВД.
Основы налогообложения в этом случае еще более кабальные.
Итак, орган внутренних дел заключает с каждой частной охранной организацией, в отношении которой принято решение о выдаче служебного оружия во временное пользование, соответствующий договор, к которому прилагаются расчеты расходов органа внутренних дел, связанных с приобретением, хранением и транспортированием указанного оружия, а также платы за временное пользование этим оружием.
Если бы частная охранная организация приобретала оружие самостоятельно, безусловно, искала для себя самый экономный вариант. Так поступают все коммерческие организации. Но теперь вариант будет искать не ЧОО (ЧОП), а органы МВД РФ. Далее без комментариев.
После заключения договора частная охранная организация возмещает органу внутренних дел расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортированием служебного оружия, и вносит единовременную плату за временное пользование этим оружием посредством перечисления соответствующих средств на лицевой счет, открытый органом внутренних дел в территориальном органе Федерального казначейства для осуществления операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
Возмещение денежных средств НК РФ не предусмотрено. Поэтому организация будет возмещать денежные средства за счет собственных средств (для организаций, применяющих общий режим, чистой прибыли).
Здесь обязательно надо вспомнить, что налоговые органы негативно относятся к убытку для целей налогообложения. Убыток - это отрицательная разница между доходами и расходами, которые ЧОО (ЧОП) учел для целей налогообложения. Под убытком в целях налогообложения при применении УСН понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со ст.346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со ст.346.15 НК РФ (п. 7 ст. 346.18 НК).
ФНС России в своем Приказе от 30 мая 2007г. N ММ-3-06/333@ упоминает факт убыточности как один из критериев самостоятельной оценки рисков, используемых инспекторами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Отдельные субъекты Федерации ввели прямую обязанность информировать налоговые органы об убыточном предприятии и, при необходимости, инициировать выездные проверки.

Далее аренда. Согласно общим положениям об аренде (ст. ст. 606 - 625 ГК РФ) арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и (или) пользование.
Основной обязанностью арендатора в соответствии со ст.614 ГК РФ является своевременное внесение арендной платы за пользование имуществом.
Плата частной охранной организации за временное пользование служебным оружием, полученным в органе внутренних дел, составляет 15 процентов фактической стоимости соответствующей модели (моделей) указанного оружия. Плата за временное пользование этим оружием не взимается в случае, установленном Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности".
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). То есть согласно п.18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (Приказ Минфина РФ от 06.05.99г. №33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99))арендатор должен отразить арендную плату в учете в том периоде, к которому она относится.
Порядок отражения в бухгалтерском учете арендатора арендной платы, перечисляемой ежемесячно, трудностей не вызывает. Вопросы возникают в случае, когда арендная плата уплачивается арендодателю единовременно.
Нередко арендаторы единовременно перечисленную арендную плату учитывают как расходы будущих периодов, руководствуясь при этом п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.07.98г. №34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации").
Здесь следует обратить внимание на тот факт, что План счетов бухгалтерского учета содержит перечень расходов, которые могут быть учтены на счете 97 "Расходы будущих периодов". Но в этом перечне отсутствуют арендные платежи.
Следовательно, при признании расходов в виде арендных платежей следует руководствоваться нормами ПБУ 10/99 "Расходы организации", п.3 которого установлено, что не признается расходами организации выбытие активов в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг.
Таким образом, суммы арендных платежей, перечисленные единовременно, следует учитывать на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на отдельном субсчете "Авансы выданные" либо на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", к которому также открывается отдельный субсчет.
В бухгалтерском учете отразить операции по аренде необходимо в следующем порядке.
Содержание операции  Дебет  Кредит  Кредит 
Перечислены денежные средства по договору аренды   60  51  Платежное поручение 
Учтены затраты по договору   26  60  Договор, расчет 
Арендные платежи за арендуемое имущество будут приниматься для целей налогообложения в общеустановленном порядке на основании пп.10 п.1 ст.264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Согласно налоговому законодательству для арендных платежей расходы (для арендатора) признаются на одну из следующих дат:
дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода - для доходов (пп.3 п.4 ст.271 НК РФ, пп.3 п.7 ст.272 НК РФ).
Учитывая, что НК РФ допускает вариантность при признании доходов и расходов, в первую очередь нужно прописать применяемый вариант учета в учетной политике. Исходя из этого, вы и будете признавать доходы или расходы по аренде.
Отметим, что подтверждающими аренду документами у вас будут:
- договор аренды;
- акт приема-передачи имущества;
- платежные поручения.
Этих документов будет достаточно для признания доходов или расходов. Ведь ни НК РФ, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержит требований об обязательном ежемесячном составлении актов приема-передачи услуг по аренде.
Не возражает против такого подхода и Минфин России. Работники ФНС РФ также считают, что если заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды, то из этого следует, что услуга реализуется (потребляется) и у арендатора есть основания для включения в состав расходов в связи с потреблением такой услуги. Поддерживают их и суды.
При рассмотрении вопроса об отнесении в затраты для целей налогообложения необходимо рассматривать конкретные условия договора.
16.09.10г.
Новикова Инна Юрьевна, к.э.н., генеральный директор ООО "Аудит, консалтинг и право+", аттестованный аудитор, преподаватель ГАСИС, судебный эксперт.