Тел. (495) 589-87-49; 502-19-25 (многоканальный) Тел./факс: (495) 775-08-39      E-mail: akp-plus@yandex.ru; akp-plus@mail.ru

Ответы на вопросы наших клиентов

Вопрос:

Должностными лицами налоговой инспекции проведена проверка организации по вопросу исполнения Федерального закона. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Постановлением Инспекции общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 АК РФ за продажу товара без применения контрольно-кассовой машины, выразившееся в непробитии продавцом-кассиром общества кассового чека и невыдаче его покупателю.
Правомерно ли Инспекцией привлечено общество к административной ответственности за данное административное правонарушение? Соблюден ли Инспекцией порядок проведения проверки?

Ответ:

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Ст.5 этого закона предусмотрено, что организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККМ, обязаны в том числе выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт отпечатанные ККТ кассовые чеки в момент оплаты.
В соответствии со ст.14.5 АК РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Если при продаже товара продавцом-кассиром принята денежная наличность и при этом кассовый чек по ККМ не отпечатан и не выдан покупателю, то это является нарушением п.1 ст.2 и ст.5 Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". При несоблюдении продавцом своих обязательств перед покупателем к административной ответственности привлекается предприятие, поскольку работник в данном случае вступает в правоотношение с покупателем от имени предприятия, т.е. стороной в договоре купли-продажи является именно предприятие.
Частью 3 ст.2.1 АК РФ предусмотрено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии с частью 2 ст. 2.1 АК РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых АК РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Если общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению вышеуказанных требований законодательства о ККТ и не обеспечило применение ККМ при осуществлении наличных денежных расчетов.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, X-отчетом, актом по форме КМ-9.
Таким образом, привлечение Инспекцией к административной ответственности общества в соответствии со статьей 14.5 АК РФ правомерно.