Тел. (495) 589-87-49; 502-19-25 (многоканальный) Тел./факс: (495) 775-08-39      E-mail: akp-plus@yandex.ru; akp-plus@mail.ru

Ответы на вопросы наших клиентов

Вопрос:

Нас интересует актуальный вопрос налогообложения в издательской деятельности. Из буквального прочтения пп.43 и пп.44 п.1 ст.264 НК РФ в сочетании с п.21 ст.250 НК РФ создается впечатление о невозможности проведения одновременно двух противоречащих друг другу пунктов: одновременно можно уменьшать налоговую базу на технологически обоснованные потери, свойственные производителям печатной продукции средств массовой информации, в то же время на эту же величину необходимо увеличить налогооблагаемую базу. Судебная практика неоднозначна по этому вопросу. Что делать?

Ответ:

Согласно п.21 ст.250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы ".. в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным подпунктами 43 и 44 пункта 1 статьи 264 настоящего Кодекса. (п.21 введен Федеральным законом от 29.05.2002г. №57-ФЗ). Оценка стоимости указанной в настоящем пункте продукции производится в соответствии с порядком оценки остатков готовой продукции, установленным ст.319 НК РФ (введено Федеральным законом от 6 июня 2005г. №58-ФЗ).
В то же время согласно п.43 и п.44 статьи 264 НК РФ, к прочим расходам относятся:
"…43) расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания;
44) потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции".
По нашему мнению, пп. 43 и пп..44 п.1 ст.264 НК РФ предусмотрено включение в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, потерь в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в данном подпункте (морально устаревшей), продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходов на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Поскольку расходы на производство продукции СМИ (прямые и косвенные) уже были учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при отгрузке продукции покупателям, одновременно в соответствии с пунктом 21 статьи 250 Кодекса доходы в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным пп.43 и пп.44 п.1 ст.264 НК РФ, признаются внереализационными доходами налогоплательщика.